Тщетными оказались призывы специалистов, градозащитников, чиновников и просто неравнодушных людей не «добывать» золото с только что открытого после сложного ремонта и реставрации Банковского моста. Шарики, украшающие ограду моста, лишились позолоты через несколько дней. На крыльях львов появились царапины, нанесенные твердым предметом, а на днях одного из крылатых львов облили чем-то похожим на кислоту. Оперативно отмыть въедливый, возможно, агрессивный состав специалистам из Музея городской скульптуры не удалось. Понятно, что в данном случае речь идет о вандализме, то есть умышленном повреждении памятника. И заниматься этим делом должны правоохранительные органы. Но позволим себе назвать вандализмом и натирание памятников до совершенно не свойственного им блеска. Или, наоборот, снятие тонкой позолоты, как происходит с крылатыми львами на Банковском мосту. «Натирающие» ведают, что творят. Инфекционная болезнь под названием «потру памятник, и будет мне счастье» давно приобрела в Петербурге масштабы эпидемии. Надежда Ефремова, научный сотрудник Музея городской скульптуры, в введении которого находится основная часть мемориальных и декоративных объектов, что называется, без подготовки называет самые горячие адреса вандализма. Больше всего от такого вандального мракобесия достается памятнику Петру I скульптора Карла Растрелли у Михайловского (Инженерного) замка. К счастью, до самой скульптуры вандалам пока не добраться, зато их активность по полной «отливается» барельефам на постаменте. На том, где изображена Полтавская битва, публика облюбовала сапог Александра Меншикова и копыто его коня. На другом барельефе, где изображен Гангутский бой, нездоровый интерес вызывает пятка моряка, которого товарищи вытаскивают из морской пучины. Недавно у этого памятника состоялся одиночный пикет. Градозащитница держала в руках плакат с текстом: «Не чешите его, он же памятник. Не трите скульптуру - она не морковка». Но потоки туристов снова берутся за пятку и копыто. Самое печальное, что находятся недобросовестные экскурсоводы, повествующие о «чудодейственных свойствах скульптуры», «городской примете» и предлагающие туристам заняться натиранием. Среди других горячих точек - верблюд у памятника Пржевальскому в Александровском саду, нос Менделеева на памятнике знаменитому ученому-химику на Московском проспекте. Находятся желающие потереть змея, которого попирает «Медный всадник». Для чего надо как минимум забраться на «Гром-камень». Натирают Остапа Бендера, стоящего на Итальянской улице, Городового - на Малой Конюшенной, бравого солдата Швейка - у станции метро «Купчино». Вандалы заинтересовались даже аллегорической скульптурной композицией «Октябрь», установленной у входа в БКЗ «Октябрьский». Какого счастья можно ждать от трех неодетых и довольно суровых представителей революционного народа?.. По словам Ефремовой, для реставрации пострадавшей от рук недоумков бронзовой скульптуры требуется перепатинировка. Мало того что это дорогое удовольствие - проведение этого вида работ невозможно без травления поверхности металла. Это делает его тоньше, подобные операции с бронзой постепенно, но необратимо искажают авторский замысел. Способов борьбы с вандалами, увы, не найдено. «Надо сделать Банковский и Львиный мосты, страдающие от граффитистов, музейными экспонатами и закрыть для прохода. А рядом построить простые антивандальные современные мосты», - печально шутит Ефремова. А если серьезно, то придется ставить ограждения вокруг скульптур, как этот сделал Музей истории Петербурга, спасая от активности «натирателей» кисти рук и колени шемякинского памятника Петру I, который установлен на территории Петропавловской крепости. Полностью эта мера не решит проблему, но может остановить хотя бы часть ловцов легкого счастья. Другая мера - увеличение высоты постаментов, чтобы бронзовые монументы и декоративная скульптура были недоступны человеку любого роста. Напрашивается установка рядом с монументами предупреждающих знаков типа «Натирание - убивает!» и тому подобных. Разработка дизайна таких знаков, чтобы они работали и в то же время не вторгались в пространство скульптуры, - неплохая задача для разработчиков современной социальной рекламы. По отчетам за 2018 год, реставраторами Музея городской скульптуры были устранены последствия 18 актов вандализма на памятниках и три - на мемориальных досках. Простейший, но и самый вопиющий пример - восстановление блокадной мемориальной трафаретной таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» на доме по Невскому проспекту, 14. Ее восстановление обошлось в 36 тысяч рублей. Музей оценил общие расходы на ликвидацию актов вандализма в прошлом году в 750 тысяч рублей. Но, повторимся, это не самые сложные случаи. Как пояснил «Санкт-Петербургским ведомостям» Петр Щедрин, известный реставратор, технический директор компании «Возрождение Петербурга», например, только перепатинировка двух квадратных дециметров бронзы химическим способом на памятнике стоит 2 тысячи рублей. И мало того что эта работа на месяц. Ее невозможно поставить «на поток и объем». Поэтому реальная себестоимость перепатинировки окажется намного больше. А самое главное, что для проведения реставрационных работ на гиоповских объектах требуется разработать проект и провести историко-культурную экспертизу. Стоимость этих документов - сотни тысяч рублей плюс время на их согласование. Вот во что обходится «невинное» натирание копыта коня Меншикова.

>